1.
Введение.
В
настоящее время происходят серьёзные изменения во всей системе школьного
образования. Что же конкретного может дать обучение в заочной школе?
Не
секрет, что современная старшая школа постепенно становится профильной. Одна из
главных целей профильного обучения – возможность учитывать интересы, склонности
и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в
соответствии с их профессиональными намерениями
в отношении продолжения образования.
Каковы
же противоречия, актуальные для массовой практики (профильного обучения)? Существующее
ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и
построения дальнейшей профессиональной карьеры. Чтобы реализовать на практике
профильное обучение, необходимо иметь соответствующие педагогические кадры,
учебное и методическое обеспечение. Такие возможности на местах есть далеко не
всегда и не по всем профилям. Особенно это касается сельских и малокомплектных
школ. При этом необходимо учитывать, что недостаточно создать учебные программы
и пособия. Необходимо построение методической системы в целом – всего
учебно-методического комплекса, включая методические разработки для учителей, а
также подготовку учителей к преподаванию новых материалов.
Главная
идея опыта состоит в том, что обучение в заочной школе должно обеспечивать
углубленное изучение отдельного предмета
и ориентировать на подготовку выпускников школы к последующему
профессиональному образованию.
Программа
педагогических действий:
Раднаев Игорь, 8
класс, диплом призера Межрегиональной заочной физико-математической олимпиады,
2006г., учеба в заочной школе «Авангард», 2008-2009гг.
Эрдыниева
Эржена, 9 класс, учеба в заочной школе СУНЦ НГУ (Специализированный
учебно-научный центр Новосибирский Государственный Университет), 2007-2009гг.
Нимаев Аркадий,
6 класс, диплом призера XV Межрегиональной
заочной физико-математической олимпиады, 2009г., учеба в заочной школе
«Авангард», 2009-2010гг.
Научное
обоснование опыта состоит в том, с введением профильных классов возрастает потребность
в использовании богатейшего опыта всей обширной сети заочных школ в нашей
стране, которая оказалась по существу практически разработанной моделью для
осуществления такой реорганизации школьного образования.
Результат работы:
получение
удостоверения об обучении в Заочной школе НГУ на математическом отделении
Эрдыниевой Э.
поступление учащихся Раднаева И. и
Эрдыниевой Э. в Бурятский Государственный Университет, институт математики и
информатики, специальность: математическое обеспечение и администрирование
информационных систем.
2. Основная
часть.
После выполнения задач заочной олимпиады
и вступительной контрольной работы на
отделение математики ребята получили приглашения для обучения во Всероссийской
школе математики и физики «Авангард» и
СУНЦ НГУ. Многие темы новых образовательных стандартов с избытком
покрываются программой математического отделения школы. Пособия заочной школы
предоставляют ученикам необходимый материал для углубленного изучения отдельных
тем на школьных уроках и на разнообразных профильных курсах. Помимо пособий и
домашних заданий, адресованных школьникам, по некоторым темам учитель также
получает методические разработки («Метод математической индукции и бесконечные
числовые последовательности», «Параллельное проектирование», «Пределы
последовательностей», «Исследование функций»), в которых приводятся решения
наиболее трудных задач.
Для учащихся
разных уровней математической подготовки
в пособиях приведена дифференциация заданий и задач по трудности (А, В, С),
объёму, глубине владения материалом. В течение учебного года ученики выполняют
10 домашних заданий, которые тщательно проверяют, оценивают и рецензируют
преподаватели заочной школы.
По учебному плану материал проходится
концентрично. Основные разделы школьного курса – арифметика, алгебра,
математический анализ, планиметрия и стереометрия – в пособиях переплетаются и
взаимодействуют, выделяются как основные методы, аналитический метод координат,
методы симметрии, полной математической индукции и т.п.
Главное при заочном обучении – привить
школьнику любовь к самостоятельной
работе с книгой, приучить к систематическому умственному труду. Поскольку такая
форма обучения требует письменного изложения, то это помогает развивать
культуру мышления и речи.
3. Заключение.
Объективные и возможные субъективные трудности,
возникающие в процессе внедрения данной системы – приучение к систематической
самостоятельной работе с книгой, нехватка времени у выпускников, отсутствие средств для оплаты обучения.
Нерешенные
проблемы: выполнение домашних заданий в
поставленные сроки
Перспективы
развития данной системы:
- привлечение максимально
большего количества детей для обучения в заочной школе через различные формы
внеклассной работы (кружки, олимпиады, соревнования, научно-практические
конференции, конкурсы, турниры, регаты, бои, игра в шахматы)
- проведение олимпиад по математике
среди школ
- открытие летней математической школы для одаренных
детей в Баргузинском районе
- самообразование учителя
Рекомендации к использованию опыта:
- привлечение учащихся к участию в
заочных олимпиадах по математике
- обучение в заочной школе вести с 5
класса